Кто выигрывает от продвижения Шигирского идола? - Вопрошает и и разъясняет ситуацию с возможностью новых гражданских конфликтов в Екатеринбурге известный уральский культуролог Георгий Цеплаков.


Г. Цеплаков:

Необходимая оговорка. Я ничего не имею против Большого Шигирского идола (далее БШИ) и других находок, хранящихся в Шигирской кладовой. Замечательно, что самая древняя в мире деревянная скульптура находится в Свердловском областном краеведческом музее. Всем интересующимся жителям Екатеринбурга и его гостям искренне желаю купить билет в музей, и желательно с экскурсией, чтобы с помощью специалистов самим разобраться в феномене БШИ.

Но. Прошедшая неделя принесла новости о том, что древний памятник де-факто становится главным городским символом на праздновании 300-летия Екатеринбурга. БШИ презентуют населению наряду с официальным логотипом празднования.

Так будет выглядеть Большой Шигирский идол на кружках и футболках в дни празднования 300-летия Екатеринбурга

Так будет выглядеть Большой Шигирский идол на кружках и футболках в дни празднования 300-летия Екатеринбурга

Уже готов и утверждён дизайн мерча, готовы юридические документы, типовые договоры между краеведческим музеем и коммерческими предприятиями, желающими продвигать образ БШИ в рамках городских праздников. Казалось бы... ура.

«Элемент в большом символическом ряду»

Правда, продвигающие БШИ общественники особенно после аккуратного выступления по поводу идола митрополита Евгения в эфире ОТВ отрицают желание сделать БШИ главным символом. По этому поводу «Политсовет» пишет:

«Позиция митрополита звучит вполне логично и взвешенно. Но исходя из его слов можно подумать, что кто-то предлагает сделать Шигира чуть ли не главным символом города и его предстоящего 300-летия. Но про это речи и не идет. Шигир как центральный символ города — конечно, нет. Но может ли он быть одним из элементов в большом символическом ряду, когда речь заходит об истории Екатеринбурга? Почему бы и нет. Может ли он быть одним из узнаваемых образов, которые будут приходить на ум иностранцам, когда они слышат про Екатеринбург? Вполне. Может ли посещение Шигирской коллекции в музее стать частью экскурсионных маршрутов в Екатеринбурге? Тоже да. И это совсем не то же самое, что провозглашение Шигира главным символом города».

Вы заметили, как лихо произошла в приведённой цитате подмена понятий, игра с аудиториями? Мол, мы продвигаем БШИ для иностранцев. Ну да, и поэтому весь город будет видеть созерцать образ БШИ на кружках и футболках во время празднования?

Напомню, договоры об этом с музеем уже заключаются.

На мой взгляд, это похоже на выстрел из пушки по воробьям. Вопрос лишь, в кого полетит тот пушечный заряд, который не попадёт в воробьев. Сколько в городе иностранцев, и сколько не иностранцев? И да, жители города – не воробьи.

Шигирское болото

Но вернёмся к хитро сформулированному вопросу «Может ли БШИ быть одним из элементов в большом символическом ряду, когда речь заходит об истории Екатеринбурга?»

Вместо «почему бы и нет» я отвечу вопросом на вопрос – а на каком основании?Какое отношение самая древняя деревянная скульптура имеет к 300-летней истории города, основанного Петром I в честь православной святой и своей второй жены?

Ну и что с того, – отвечают сторонники БШИ как символа города. Вот Мона Лиза Джоконда была написана в Италии, а находится в Лувре. И ничего.

Но позвольте. Парижане не делают из Джоконды символ Парижа. Да, это одна из достопримечательностей, изюминка Лувра, но символы Парижа – Лувр, Эйфелева башня и Нотр-Дам, импрессионисты и Делакруа, в конце концов. Продолжая логику общественников, нужно будет заявить, что «Блудный сын» Рембрандта или древнеегипетский саркофаг – символы Санкт-Петербурга.

Как БШИ связан с историей города? Никак. Именно об этом, между прочим, и говорил его высокопреосвященство.

Далее. Странный довод, что дескать, мы не знаем, что представляла собой эта скульптура. Идол ли это. Хорошо, допустим, не идол.

Но вопрос – есть ли опасность, что какие-то незрелые умы будут воспринимать БШИ, образ которого будет повсеместно распространён во время празднования 300-летия, в религиозном контексте. Даже если не осознают этого?

Вреда от воздержания в пропаганде древнего пограничного столба не будет никакой. А если начать повсюду бездумно пропагандировать то, что с высокой вероятностью может оказаться идолом. А если еще и преуспеть в этом… если на всех углах и во всех киосках у вас реально окажутся изображения идола… Как вы будете загонять джина обратно?

Или в этом городе никогда не было социальных конфликтов на религиозной почве? Давно не было?

А ведь БШИ не Мона Лиза. Всё, что касается религиозных ценностей и символов, обладает повышенной социальной взрывоопасностью. Конфликт, который может начать расти в геометрической прогрессии. И остаться актуальным на долгие годы, если не века. А причина его будет ничтожна – вспомните, как в XVII веке решили заменить двуперстное крестное знамение на щепоть. Конфликт в определённой мере до сих пор актуален.

Возможно, вы скажете: ну, что за глупости! Кто всерьёз будет «топить» за БШИ? Разве кому-то это интересно? Откуда на Урале язычники? Мы ведь не видим их каждый день в супермаркетах или на улицах.

Предлагаю посмотреть видео.

Пусть вас не смущает, что боевой пляс проходит на Ставрополье. Человек с бородой, называющий себя «князь Игорь» – житель Свердловской области. Уже несколько лет он проводит подобные мероприятия по всй стране.

«Политсовет» пишет о немногочисленных православных противниках идола. Ну-ну. Как вы думаете, если сторонники подобных обрядов появятся на Уралмаше, в Зелёной Роще, на площади Труда, у Ельцин Центра с разноразмерными моделями «элемента в большом символическом ряду» в руках и начнут совершать подобные действа, как быстро немногочисленные православные активисты станут многочисленными? Будем экспериментировать?

И кстати, я один вижу некоторое структурное сходство между детским «караваем» на первом видео и духоподъемной пляской новых патриотично настроенных язычников на втором?

В общем, главный вопрос у меня не столько к общественникам, сколько к регинальной власти, продвигающей концепцию «Шигира»: что вы будете делать, когда а) учёные вдруг докажут, что скульптура всё же идол; б) или найдутся те, кто будет использовать раскрученный вами бренд БШИ для пропаганды язычества, оскорбления чувств православных верующих или для иных недобросовестных целей?

Уважаемые господа общественники, у вас есть на этот счёт антирисковая программа? Или будем импровизировать, как в 2019 году? Должны ли организаторы пиар-мероприятий заботиться об общественном мире и безопасности?

Георгий Цеплаков - специально для УРАЛLIVE  Дзен: Г. Цеплаков 

 PS. Добавим от редакции:

1. Идол может и не идол, а всего лишь галеоная фигура с ладьи-драккара (тем более, что на месте Шигирского болота на старых картах указан крупный водоем)

2. В любом случае. тагут (идол) есть тагут, и он находится в дискурсе ширка - многобожия, язычества, что является 1-м грехом в Исламе.  Так что, не только православные христиане, но и уральские последователи Мухаммада (сас) могут выступить единым фронтом против "светоносных сатанистов". Власти (региональная, в данном случае, и городская) должны предвосхищать подобные сценарии, а не "тушить пожары".

3. Языческое сообщество сформировалось с 1980-х на платформе, "духовно" спонсируемой англосаксонскми партнерами, особого секрета в этом нет, - другое дело - кто поддерживает "языческую" повестку в России?

Почему еще недавно языческая партия "Воля" призывала к свержению власти, а "Родная партия" ("анастасийцы", в кол-ве 2 млн. чел. !) вела деградирующих  в образовательном смысле соотечественников - "вперед в прошлое - к лаптям и хороводам"? 

Видится, что прав уважаемый автор,и пропаганда "идола" в городе христианской мученицы может стать триггером для "городской герильи". Оно нам /вам надо?